Логотип

Как развивать ребенка дома?

«Хочу отдать своего ребенка в детсад, чтобы он там развивался, ведь у меня столько домашних дел, что совершенно не остается времени для занятий с малышом», – сказала мне моя приятельница, жалуясь, что ее чадо в свои неполные два года еще не различает четырех цветов – нормы, о которой она прочла в книге.

Как часто нас, неработающих мам, гложет совесть из-за того, что мы, сидя дома, не выделяем специального времени для развития своего ребенка.   Наши намерения каждый день заниматься с малышом часто остаются неосуществимой мечтой, а ребенок тем временем растет, что-то получает, познавая мир естественным образом, а что-то так и остается для него непознанным.

Если мама, что называется, сидит дома, а малыш не ходит в детский сад, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел, и не выкраивая при этом специального времени. В зависимости от возраста малыша вы можете сами изобретать и выбирать для себя те или иные методы, которые, несомненно, обогатят знания вашего ребенка.

Не важно, живете ли вы в многоэтажке или в частном доме, вам практически каждый день приходится ходить по ступенькам (в магазин, парикмахерскую, к соседке и т.п.), когда идете вместе с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три – считайте их. Делайте это постоянно, четко произнося цифры, и предлагайте ребенку повторять за вами. Считайте все ступеньки, по которым вы ходите с малышом. Вначале он, возможно, будет реагировать молчанием, но со временем (все помнят, что повторение – мать учения?) он сам будет легко справляться с этой задачей. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий «вверх» и «вниз», «высоко» – «низко». Перед тем, как начать считать, скажите малышу: «Сейчас мы пойдем вверх», а когда окажитесь наверху, остановитесь на мгновение, посмотрите с ребенком вниз и объясните, что вы теперь находитесь высоко, а собачка (или еще кто-то, кого вы увидите внизу) – низко.

Не проходите мимо живых существ, заметьте по дороге из магазина какое-нибудь насекомое, птичку, кошечку и покажите их ребенку. Произносите название каждого живого существа, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка, можете продолжить свой рассказ по дороге, чтобы малышу было нескучно идти домой.

Езда в транспорте, особенно в общественном, обычно изматывает ребенка, он начинает капризничать. Вот тут-то самое время начать отвлекать его полезными и интересными занятиями. Начните изучать цвета. Смотрите в окно автомобиля и наблюдайте за машинами, которые едут мимо вас или рядом. Показывайте их ребенку и называйте цвета: «Вот едет большая красная машина», «А вот белая быстро-быстро догоняет нас». Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как «большой – маленький», «быстро – медленно», «грязная – чистая».

Не проходите мимо «умной» еды, она может сослужить вам хорошую службу. Выбирая сухой завтрак ребенку, купите ему печенье «Азбука», в котором есть многие буквы русского алфавита. Можете выложить несколько одинаковых букв, сказать, как они называются, и дать их съесть ребенку. Сделайте такую игру, пусть ребенок, когда захочет в очередной раз полакомиться «Азбукой» называет буквы, которые вы должны ему дать. Существуют также макаронные изделия в форме букв.  С ними можно проделывать то же самое: называть некоторые из букв, что виднеются на ложке, а потом съедать их. На прогулке буквы можно рисовать палочкой на сырой утоптанной земле или на песке.

На примере еды ребенка несложно научить различать вкусы, главное комментировать то, что вы даете своему чаду. Дайте малышу соленые и сладкие палочки-соломку. Обязательно говорите, какой вкус у какой палочки, которую пробует ребенок. Дайте ему немного лизнуть лимон и скажите, что это «кисло». Когда малыш что-то ест, спрашивайте его, какова на вкус еда: сладкая, соленая или кислая.

Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты, т.к. они дают более широкое представление о мире. Не говорите малышу: «Смотри, какой цветочек!», скажите, какого он цвета, какие у него листики, красивый он или уже завял. Покажите, как «большая черная собака» побежала за «маленьким рыжим котиком». Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: «поломанные качели», «грязные туфли», дайте понять ему, что это нехорошие признаки.

Когда вы начнете обучать своего малыша «между делом», вам не придется перекраивать свой график, т.к. внешне все останется по-прежнему. Самая главная задача – изменение подхода мамочки к развитию ее чада. Заниматься с малышом нужно постоянно, а не лишь в отведенный для этого час, поэтому необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие «между делом» для любимой крохи.


Наталья Ворожцова

Наш сайт имеет группу Вконтакте "ГДЗ - Готовые Домашние Задания - Ответы Решебник". Присоединяйтесь!