Как приготовиться к поездке в роддом?
Пролежав несколько дней в роддоме, Аня даже не взяла номер телефона своей соседки по палате. Позже она, удивляясь сама себе, очень сожалела о том, что ей и в голову не пришла мысль, сделать это... Эта история знакома многим женщинам. Подобное случается с молодыми мамами очень часто: не сфотографировала малыша в его первые дни жизни, забыла попрощаться со своим врачом, не задала педиатру интересующие вопросы…
Сосредоточившись на родах и на появлении малыша, женский организм блокирует в сознании мамочки многие моменты, о которых в последствии приходится сожалеть. Мы как будто забываем на какое-то время обо всем и обо всех, поступая не свойственным себе образом, игнорируя правила хорошего тона. Порой кажется удивительным, как какая-то элементарная вещь просто не пришла во время в голову.
Чтобы подобных ситуаций у вас возникало как можно меньше (абсолютно избавиться от них вряд ли удастся), предлагаем несколько советов для тех, кто ждет малыша.
1. Заранее узнайте в роддоме, где вы собираетесь рожать, что необходимо взять вам с собой. Напишите список и за два месяца до родов начинайте постепенно покупать нужные вещи (не обязательно все приобретать за один раз, не перенапрягайтесь, к тому же, возможно, что-то осталось неиспользованным у вашей подруги). Складывайте все в одну большую сумку или пакет так, чтобы вам не нужно было в ответственный момент бегать по квартире и собирать вещи из разных шкафчиков. Если вы собираете все в полиэтиленовый пакет, на всякий случай возьмите с собой еще один запасной, т.к. по дороге ваша сума может порваться от увесистого содержимого.
2. Обменную карту в последние недели перед родами всегда носите с собой в сумочке, дабы, если вам придется ехать в роддом не из дома, у вас не возникло проблем с документами.
3. Заранее приготовьте одежду для вас и вашего малыша и покажите ее мужу, чтобы у него не возникло с этим проблем, когда он поедет забирать вас из роддома. Выберите для себя трикотажную одежду, которая легко растягивается, либо вещи свободного покроя – после родов очень сложно сориентироваться в своем размере. Были ситуации, когда привезенная мужем одежда на женщине просто не сходилась. Это может отрицательно повлиять на слабую «послеродовую» психику мамы.
4. Берите на вооружение советы недавно рожавших мам (особенно тех, кто находился в том роддоме, куда собираетесь вы). Задавайте им больше вопросов, чтобы быть как можно информированнее.
5. Находясь в роддоме, спрашивайте обо всех манипуляциях, проводимых над вами: что за лекарство дают вам или вашему ребенку, какие уколы ставят, для каких целей все это делается. Помните: вы в ответе за себя и за своего малыша, поэтому не позволяйте медперсоналу отвечать на ваши вопросы типа: «Вы что, не доверяете нам?». Не бойтесь быть назойливыми, если вам не дают четких и исчерпывающих ответов, тем более – не стесняйтесь: спрашивайте, добивайтесь того, чтобы вам все стало ясно – это ваше право.
6. Если вы взяли в роддом фотоаппарат, или в вашем мобильном телефоне есть функция фотографии, не забывайте делать как можно больше снимков вашего малыша. Дети вырастают из младенческого возраста за считанные недели, поэтому не упустите возможности запечатлеть это время в самых выразительных красках. Так же вам будет интересно вспоминать о тех, кто лежал с вами в одной палате, сделайте на память снимки своих соседей по койке и их малышей.
7. Вместе со снимками мамочек и детей, с которыми вы лежали в роддоме, возьмите их номера телефонов, чтобы после выписки поддерживать дружеский контакт, к тому же у мам детей – ровесников всегда найдется тема для разговора.
8. Внимательно читайте все бумаги, которые будут заполняться врачами. Спрашивайте о непонятных вам моментах. Узнайте, не нужно ли вашему малышу наблюдаться у специалистов. Бывают ситуации, когда в роддоме никто не даст вам особых указаний. Например, при наличии гемангиомы, вы можете думать, что это обычное родимое пятнышко, то время, как за ним необходимо постоянное наблюдение и, возможно – хирургическое вмешательство на ранних сроках.
9. Не забудьте позвонить или написать СМС о рождении вашего малыша своим самым близким людям. Первое время, особенно, если ребенка что-то беспокоит, вы можете быть заняты и не найдете времени на звонки по телефону, в таком случае пошлите сообщение или попросите своих родных позвонить вашим друзьям и сообщить им радостную новость.
10. Бывают такие случаи, когда роженица не знает имени и фамилии врача, принимавшего у нее роды: сама будущая мамочка не спросила, а акушер не представился. Если такое произошло с вами, узнайте имя вашего врача у медперсонала. Эта простая информация может вам пригодиться в будущем.
Наталья Ворожцова
Как развивать ребенка дома?
«Хочу отдать своего ребенка в детсад, чтобы он там развивался, ведь у меня столько домашних дел, что совершенно не остается времени для занятий с малышом», – сказала мне моя приятельница, жалуясь, что ее чадо в свои неполные два года еще не различает четырех цветов – нормы, о которой она прочла в книге.
Как часто нас, неработающих мам, гложет совесть из-за того, что мы, сидя дома, не выделяем специального времени для развития своего ребенка. Наши намерения каждый день заниматься с малышом часто остаются неосуществимой мечтой, а ребенок тем временем растет, что-то получает, познавая мир естественным образом, а что-то так и остается для него непознанным.
Если мама, что называется, сидит дома, а малыш не ходит в детский сад, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел, и не выкраивая при этом специального времени. В зависимости от возраста малыша вы можете сами изобретать и выбирать для себя те или иные методы, которые, несомненно, обогатят знания вашего ребенка.
Не важно, живете ли вы в многоэтажке или в частном доме, вам практически каждый день приходится ходить по ступенькам (в магазин, парикмахерскую, к соседке и т.п.), когда идете вместе с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три – считайте их. Делайте это постоянно, четко произнося цифры, и предлагайте ребенку повторять за вами. Считайте все ступеньки, по которым вы ходите с малышом. Вначале он, возможно, будет реагировать молчанием, но со временем (все помнят, что повторение – мать учения?) он сам будет легко справляться с этой задачей. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий «вверх» и «вниз», «высоко» – «низко». Перед тем, как начать считать, скажите малышу: «Сейчас мы пойдем вверх», а когда окажитесь наверху, остановитесь на мгновение, посмотрите с ребенком вниз и объясните, что вы теперь находитесь высоко, а собачка (или еще кто-то, кого вы увидите внизу) – низко.
Не проходите мимо живых существ, заметьте по дороге из магазина какое-нибудь насекомое, птичку, кошечку и покажите их ребенку. Произносите название каждого живого существа, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка, можете продолжить свой рассказ по дороге, чтобы малышу было нескучно идти домой.
Езда в транспорте, особенно в общественном, обычно изматывает ребенка, он начинает капризничать. Вот тут-то самое время начать отвлекать его полезными и интересными занятиями. Начните изучать цвета. Смотрите в окно автомобиля и наблюдайте за машинами, которые едут мимо вас или рядом. Показывайте их ребенку и называйте цвета: «Вот едет большая красная машина», «А вот белая быстро-быстро догоняет нас». Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как «большой – маленький», «быстро – медленно», «грязная – чистая».
Не проходите мимо «умной» еды, она может сослужить вам хорошую службу. Выбирая сухой завтрак ребенку, купите ему печенье «Азбука», в котором есть многие буквы русского алфавита. Можете выложить несколько одинаковых букв, сказать, как они называются, и дать их съесть ребенку. Сделайте такую игру, пусть ребенок, когда захочет в очередной раз полакомиться «Азбукой» называет буквы, которые вы должны ему дать. Существуют также макаронные изделия в форме букв. С ними можно проделывать то же самое: называть некоторые из букв, что виднеются на ложке, а потом съедать их. На прогулке буквы можно рисовать палочкой на сырой утоптанной земле или на песке.
На примере еды ребенка несложно научить различать вкусы, главное комментировать то, что вы даете своему чаду. Дайте малышу соленые и сладкие палочки-соломку. Обязательно говорите, какой вкус у какой палочки, которую пробует ребенок. Дайте ему немного лизнуть лимон и скажите, что это «кисло». Когда малыш что-то ест, спрашивайте его, какова на вкус еда: сладкая, соленая или кислая.
Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты, т.к. они дают более широкое представление о мире. Не говорите малышу: «Смотри, какой цветочек!», скажите, какого он цвета, какие у него листики, красивый он или уже завял. Покажите, как «большая черная собака» побежала за «маленьким рыжим котиком». Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: «поломанные качели», «грязные туфли», дайте понять ему, что это нехорошие признаки.
Когда вы начнете обучать своего малыша «между делом», вам не придется перекраивать свой график, т.к. внешне все останется по-прежнему. Самая главная задача – изменение подхода мамочки к развитию ее чада. Заниматься с малышом нужно постоянно, а не лишь в отведенный для этого час, поэтому необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие «между делом» для любимой крохи.
Наталья Ворожцова
Праздник прощания с соской
Если вашему ребенку больше двух лет, а пустышка все еще является его любимым предметом, и вы не знаете, как безболезненно отучить дитя от соски, вам нужно обратиться… к доброй волшебнице. Пустышечная фея устроит малышу настоящий праздник, который ознаменует Конец сосания пустышки и Начало взрослой жизни без соски.
Добрая волшебница придет с подарками и устроит интересное представление для вашего чада. Во время этого веселого мероприятия ребенок с готовностью будет обменивать свои любимые пустышки на подарки феи, а когда она уйдет, ему будет совсем не жаль своей соски.
СУТЬ ПРАЗДНИКА
Смысл Праздника прощания с соской заключается в том, чтобы помочь родителям «забрать» пустышку у малыша наиболее безболезненным способом. Для этого они устраивают представление с доброй Пустышечной феей, которая должна суметь всеми способами уговорить ребенка отдать ей его любимую соску взамен на заманчивый подарок (или несколько подарков).
ПОДГОТОВКА
Чтобы начать готовиться к Празднику прощания с соской, родителям необходимо убедиться, что их малыш действительно будет понимать суть происходящего и ему станет ясна причинно-следственная связь, когда на вопрос «Где моя соска?» родители ответят, что он сам обменял ее на подарки доброй Пустышечной феи. За несколько дней до мероприятия начинайте чаще и чаще говорить ребенку, что он уже становится большим, показывайте ему на улице, по телевизору, на картинках младенцев с сосками, и объясняйте, что это маленькие детки, поэтому они сосут пустышки. Также рассказывайте, что скоро будет праздник и придет добрая фея, которая дает интересные подарки тем ребятам, которые отдают ей свои соски. Напоминайте малышу про предстоящий праздник и про его суть каждый день, чтобы он начал ждать его.
Добрая фея может быть сделана тремя способами:
1. Нарядите феей живого человека (желательно женщину). Сделайте ей мантию из шторы или другого куска ткани, обмотайте мишурой карандаш или небольшую ветку от дерева – это будет ее волшебной палочкой. Пусть на ней будет побольше невероятных аксессуаров, блестящих украшений, в общем, всего, что вы можете вообразить для этого яркого образа. Чтобы малыш не узнал в образе феи кого-то из знакомых ему людей, сделайте ей необыкновенную прическу, оденьте разноцветные карнавальные очки, пусть она постарается изменить свой голос на более сказочный.
2. Если у вас есть кукла для домашнего кукольного театра, можете на роль феи взять ее. Сделайте ей необычное одеяние, и «руководите» ее действиями.
3. Можно взять обычную куклу (чтобы было более интересно – позаимствуйте у друзей незнакомую малышу куклу). В праздничном наряде феи она может вести праздник с вашей помощью, ребенок будет обращать на вас внимание только первое время, потом он будет поглощен происходящим и начнет воспринимать добрую волшебницу как самостоятельную личность.
Приготовьте подарки малышу, их должно быть обязательно по количеству не меньше, чем пустышек. Если соска у ребенка только одна, в этом случае вы также можете сделать несколько призов, чтобы «драгоценность» вашего чада была обменена по достоинству.
Очень хорошо, если устроить этот праздник не для одного, а для двух или трех малышей, отучающихся от соски. В этом случае обязательно нужно приготовить несколько одинаковых подарков и несколько – на усмотрение родителей каждого ребенка, учитывая предпочтения малыша.
Помимо подарков приготовьте различные угощения, ведь никакой праздник не обходится без вкусностей!
Нарядите комнату воздушными шарами, включите веселую детскую музыку, одним словом – создайте праздничную атмосферу в вашем доме, чтобы ребенок почувствовал, что это особый день.
Заранее приготовьте все соски малыша, которые есть в доме, а в сам день прощания с пустышкой не забудьте и ту, которую он сосал во время сна накануне праздника.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА
В Празднике прощания с соской Пустышечная фея исполняет роль ведущего. Она приходит с большим пакетом, в котором лежат игрушки и рассказывает о том, что с радостью обменяет эти красивые подарки на соски малыша.
Вначале под веселую музыку раздаются угощения для ребенка и доброй волшебницы. В празднике могут участвовать и взрослые, в этом случае все должны выполнять все действия, задуманные по сценарию (лакомиться сладостями, играть в игры, танцевать и т.п.).
Когда все сыты, прежде чем обменять свой первый подарок на соску фея предлагает игру «Веселые зверята»:
Под энергичную музыку ведущий громко произносит название животного, после чего все должны издавать звуки подобно этому зверю, и двигаться как он. Пример.
Ведущий: Заяц!
Все: изображают, как что-то грызут и прыгают, сложив ручки на груди.
Ведущий: Собака!
Все: Гавкают и бегают на четвереньках.
Ведущий: Кошка!
Все: Мяукают и «точат коготки». И т.д.
Желательно, чтобы названий животных было немного, и они повторялись – детям легче будет ориентироваться, какие движения делать.
Теперь пришло время для обмена первого приза на первую соску. Далее, если соска была только одна, а подарков несколько, вы можете дарить их, говоря, что это за то, что малыш отдал вам свою соску и она теперь будет вашей, а ваши игрушки вы отдаете малышу.
Итак, прежде чем дать ребенку соску для обмена, пусть фея достанет свой подарок и покажет его малышу. Добрая волшебница должна рассказать ребенку о том, что ей очень нужна его соска, и она готова отдать эту красивую игрушку, чтобы получить пустышку. Необходимо заинтересовать ребенка настолько, чтобы он смог решиться поменять любимую пустышку на подарок. Если дитя не хочет отдавать соску, не отнимайте ее насильно. Пусть пройдет еще немного времени, продолжайте играть и веселиться. Если детей несколько, нужно акцентировать внимание на тех, кто смог отдать фее свою соску, ставить этих ребят в пример, рассматривать игрушки, которые они получили за свои пустышки. Периодически предлагайте малышу, который не отдает соску, разные подарки, показывайте, какие они интересные – завлекайте ребенка.
Следующая игра для малышей называется «Найди предмет». Фея берет какой-нибудь предмет, желательно, чтобы он был крупным, хорошо заметным, и прячет его в комнате. Под музыку дети должны искать спрятанную вещь.
Не затягивайте игры надолго, т.к. малыши не способны проводить длительное время за одним занятием.
После этой игры фея предлагает ребенку еще один подарок в обмен на пустышку или дает его, напоминая, что это благодарность за уже полученную соску.
Обязательно давайте время ребенку рассмотреть свою новую игрушку, поиграть с ней. Участвуйте в его радости: разглядывайте подарок, рассказывайте, какой он интересный, объясните, как им пользоваться.
После того, как с подарком поиграли, устройте веселые танцы. Показывайте движения ребенку, возьмите его за руки и водите хоровод, хлопайте в ладоши, прыгайте и резвитесь вместе с малышом.
Пока не отданы все подарки, праздник может продолжаться. Фея играет с малышом в игры, все получают угощения и восхищаются, каким большим стал их ребенок, подарив свою соску доброй волшебнице.
Хорошо повеселившись, фея прощается с малышом, оставляя его с игрушками. Когда через время после ухода доброй волшебницы ваш ребенок вдруг по привычке вспомнит о соске, уверенным голосом скажите ему, что он сам отдал ее фее и все подарки он получил за пустышку. Дайте ребенку в руки игрушку от феи, пусть этот подарок еще раз напомнит ему о празднике, который ознаменовал его взросление. Старайтесь, чтобы было как можно меньше моментов, напоминающих малышу о том, что соски уже нет, отвлекайте его от разговоров о ней, пусть он заснет в этот вечер с любимым плюшевым мишкой, чтобы ребенок не ощущал сильного дискомфорта.
Наталья Ворожцова
Что читают современные дети
«Узнай, насколько хорошо вы подходите друг другу. Отправь SMS со словами MMC LOVE ТВОЕ ИМЯ и ИМЯ ТВОЕГО ЛЮБИМОГО на номер 8557». Это «заманчивое» предложение адресовано детям 11–14 лет, а помещено оно среди рекламных картинок в журнале комиксов «Микки Маус». По данным исследований, это издание занимает первое место в рейтинге самых читаемых детских периодических изданий России.
Очень часто от современных мам можно услышать высказывание: «Мне этот журнал вовсе не нравится, но приходится покупать его, потому что этого хочет мой ребенок, не буду же я заставлять его читать «Веселые картинки»!» Руководствуясь такими рассуждениями, родители постепенно перестают интересоваться тем, что читают их чада, оставляя за ними право самостоятельно решать этот вопрос. На сколько верен такой подход, что необходимо знать родителям, прежде чем дать своему ребенку свободу в выборе журнала для себя?
Существует четыре возрастных признака, по которым делятся детские журналы:
- 1 категория - дошкольный возраст: от 4 до 6 лет включительно,
- 2 категория - младший школьный возраст: от 7 до 10 лет включительно,
- 3 категория - средний школьный возраст: от 11 до 14 лет включительно,
- 4 категория - старший школьный возраст: от 15 до 17 лет включительно.
У каждой группы изданий есть свои правила как для художественного оформления, так и для содержания. Если в журнале для дошкольников решающую роль играют иллюстрации, то в изданиях для старшего возраста картинки выполняют больше вспомогательную функцию – чтобы привлечь внимание к тексту. Также обстоит дело с содержанием: для первой категории необходимо минимальное количество текста, для 2-й, 3-й, 4-й – все больше и больше.
Отличной иллюстрацией издания для малышей 1-й категории является обучающий журнал «Научи меня, мама». Здесь крупные, яркие рисунки, простые задания, доступные малышам, разнообразные рубрики, много полезного материала. Также в издании существуют пометки для родителей, читающих журнал вместе с малышом.
Знаменитые «Веселые картинки» адресованы читателям 1-й и 2-й группы, однако, судя по содержанию, этот журнал будет интересен младшему и среднему школьному возрасту, для дошкольников же он достаточно сложен.
Для детей 7 – 10 лет среди популярных изданий можно выделить развивающий журнал «Винни и его друзья», журнал для девочек «Принцесса». Иллюстрации и тексты в них соответствуют возрасту, здесь много полезного познавательного материала. Однако чем «взрослее» журнал для детей, тем большего внимания родителей он заслуживает, т.к. постепенно в этих изданиях появляется все больше нежелательных тенденций. В «Винни и его друзьях» и «Принцессе» это пока – мрачные картинки некоторых реклам.
Журналам для среднего и старшего школьного возраста хочется уделить особое внимание, т.к. психика детей 11 – 14 лет и подростков 15 – 17 лет настроена уже не совсем по-детски. В их кругах возникают такие явления, как агрессия, желание быть частью какой-либо группировки, где настроение быстро передается от одного подростка другому. Они легко «зажигаются» различными идеями, родителям в это время труднее всего найти общий язык со своими чадами, следовательно, «авторитеты» со стороны могут оказывать сильное влияние на поведение и формирование взглядов ребенка.
Сегодня все реже можно найти приближенный к идеалу журнал для третьей и четвертой группы читателей. Это значит, что практически все, чем увлекаются наши подростки, содержит в себе либо агрессивные моменты, либо прививание раннего интереса к половым отношениям, либо какие-то другие нежелательные явления. Чтобы глубже понять всю серьезность ситуации, родители, купите для себя в любой книжной лавке несколько журналов для подростков и внимательно прочтите их, просмотрите все картинки, всю рекламу, содержащиеся в издании. Вы сделаете для себя много открытий о современном мире СМИ.
Положительным примером изданий для второй и третьей категории читателей является «GEOленок». Он рассказывает «Про все на свете», его темами становятся интересные факты из мира биологии, зоологии, географии. Здесь множество ярких фотографии к текстам, масса иллюстраций с изображением современных школьников разных стран. В журнале описываются необычные вещи и явления из мира биологии, зоологии и географии, о которых будет полезно и интересно узнать даже взрослым, о достопримечательностях планеты здесь говорится без навязывания, в стиле «А знаете ли вы?», информация, помещенная в журнале, не только расширят эрудицию, но и заинтересовывает читателя в продолжении процесса познания.
Одним из популярных изданий для читателей 11 – 14 лет является журнал «Зажигай с нами!». Вот имена нескольких героев журнала «Зажигай с нами!»: Вампир, Оборотень, Снежный человек, Привидение. Человек-паук, мутанты, трупы, гоблины, оборотни и другие чудовища красуются на каждой (!) странице журнала. Подростков захватывает динамика журнала, издание хорошо ориентировано на то, чтобы умело «зацепить» юного читателя: герои комиксов взяты из известных подросткам фильмов и мультфильмов. Экстрим придает пикантности этому «блюду», оно приходится особенно по вкусу тем, чья психика еще не устоялась, кому требуется порция адреналина и заряд бодрости, чтобы на ком-нибудь испробовать новые идеи. Вот как звучат названия рубрик и статей этого журнала: «Бить или не бить?», «Мясорубка для мутантов», «Когти наголо», «Лучше не зли меня, а то пожалеешь…!» и т.п. Заголовки здесь оказывают лишь одно положительное действие: помогают родителям понять, что читают их дети и что в следующий раз покупать не стоит.
А вот такие письма шлют читатели журналу «Зажигай с нами!» (№ 1, 2006 г.):
«Дорогой Тор! Моя младшая сестра все время таскает мои комиксы, играет в мои компьютерные игры и ест мои йогурты. Я очень зол. Хочу, чтобы все младшие сестры исчезли».
«Дорогой Доктор! Я планирую уничтожить вселенную и надеюсь, что вы порекомендуете стоящее оружие. Желательно что-то вроде Луча Смерти. Заранее спасибо».
Пока что эти письма звучат по-детски наивно, но в современном мире, наполненном терроризмом, преступностью, пропаганда насилия в прессе для подростков – это слишком большая ошибка взрослых.
Еще одно популярное среди подростков издание «Микки Маус» - это развлекательный журнал комиксов, где большую часть составляют иллюстрации. В каждом его номере детям предлагаются тесты, многие из которых имеют весьма сомнительное содержание. Вот пример нескольких вопросов из теста «Крут ли ты?», помещенного в «Микки Маусе» № 15 за 2000 год:
Какую куртку ты носишь охотнее всего?
а) Куртку для приключений – с сотней карманов и тысячей полезных вещей! (3 очка)
б) Старую выцветшую джинсовую куртку (2 очка).
в) Яркий анорак с капюшоном (1 очко).
Чтобы произвести на приятеля впечатление, ты рассказываешь ему о своих крутых увлечениях. Что это за увлечения?
а) Изобретаю новые трюки на скейте (3 очка).
б) Я занимаюсь дзюдо, каратэ и кун-фу! (2 очка)
в) Сейчас читаю классную книгу про дельфинов (1 очко)»
И так далее. Кто набирает наименьшее количество очков, тому грозит беспощадный приговор (причем, так категорично не выражаются даже в тестах для взрослых): «И не думай об этом! В тебе крутизны ни на йоту!..» С самого детства ребенка приучают подчиняться толпе, чтобы не выглядеть «некрутым», программируют детское сознание одеваться так, как решила редакция журнала, развивая тем самым отсутствие собственного вкуса, чувства индивидуальности. Господа родители даже не догадываются, почему их малолетние чада с презрением относятся к мальчишкам-очкарикам, читающим «книжки про дельфинов».
«Штучка» – один из журналов для четвертой возрастной категории. Первое, что бросается в глаза в этом издании – картинки, перенятые из взрослой прессы сомнительного характера. Это еще не эротические фотографии, но уже и не фотографии приличного содержания. Такой подход к оформлению похож на постепенное прививание подросткам бесстыдства, а также нормального отношения к ненормальным явлениям. Например, на развороте журнала помещены два постера, на одном из которых сфотографирована полуобнаженная певица Бийонс. Эту картинку подростку предлагают повесить на стене в своей комнате. В рекламе «Штучки» представлены заставки для телефонов в основном с весьма вульгарными картинками на любовную тему.
Психолог К.Б.Магнитская в своей статье «Для чего человеку длинное детство» пишет: «Детство у человека составляет около четверти жизни и заканчивается лишь к 20-ти годам. Только детский мозг может усвоить тот огромный объем информации, который позволит существу занять достойное место среди себе подобных. А вот раннее половое созревание, укорочение детства, биологи считают признаком деградации вида. Времени на обучение остается меньше».
Все перечисленные признаки детской и юношеской прессы – это всего лишь малая часть того, что огромным потоком каждый день идет в наше общество и схватывается «на лету» нашими детьми. Подвергнется ли ваш ребенок информационному воздействию со стороны прессы или его сознание будет формироваться на здоровых ценностях – решать только вам, дорогие родители. Будьте рядом со своим дошкольником: проводите время вместе за чтением книги или журнала, вникайте в то, что впитывает ваше дитя, подходите избирательно к вещам, призванным повлиять на его сознание. Раскройте журнал, который так привлекает вашего подростка, просмотрите его хотя бы бегло, если вас ничего не отпугнуло, прочтите его дома «от корки до корки», анализируйте, как это печатное слово будет влиять на ребенка. Тратя деньги на покупку журнала, мы тем самым делаем вклад либо в развитие и прививание правильных ценностей, либо своими руками умащаем путь к взращиванию извращенных понятий и представлений в сознании нашего ребенка. Что мы сеем в сердца детей? Какими хотим видеть их в будущем? В пожелание напомню строки из известного стихотворения Н. А. Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное...»
Наталья Ворожцова
Нужен ли ребенку мобильный телефон?
Нужен ли моему ребенку мобильный телефон? Когда его покупать и каким он должен быть? Эти вопросы встают перед родителями, когда их ребенок начинает проявлять первые признаки самостоятельности: начинает сам гулять во дворе, становится способен сходить за покупками в магазин, а тем более идет в школу.
В век победоносного шествия гаджетов мы становимся бессильными перед общими тенденциями настолько, что для многих пап и мам вопрос: «нужен или нет?» не актуален. Конечно, нужен, как без него?! Мобильник ребенка становится для многих родителей обязательным атрибутом правильного подхода к воспитанию. Сегодня даже трудно вообразить, как можно было несколько десятков лет назад отпускать гулять детей без постоянной связи с ними?
СМИ безудержным потоком льют в наше сознание новые и новые свидетельства об ужасах, происходящих в наших дворах и на улицах. И запуганные родители с удовольствием бы не только наделили чадо телефоном (по которому можно контролировать его каждые пять минут), но вживили бы в него какую-нибудь микросхему, которую нельзя ни потерять, ни сломать. В каждой шутке, как говорится, есть доля шутки… Скорее всего доживем и до этого.
И все же вопрос этот довольно серьезный, чтобы просто пошутить над ним. Действительно, ритм нашей жизни настолько изменился в последние десятилетия, что мы без мобильной связи просто «как без рук». Всем известна ситуация: вы отъехали от дома на работу или по делам, и вдруг обнаруживаете, что телефон остался дома! Лучше сразу разворачиваться и ехать обратно за ним. Мы привыкли ко всеобщей доступности всех настолько, что планируем встречи «приблизительно в этом районе», даты «по созвону». Многие персоналии для нас стали лишь номерами в записной книге мобильника, утеря которого ведет чуть ли ни к обрушиванию всего нашего бизнеса. Что поделать: в такое время мы живем!
Мобильник соединяет в себе множество качеств: читалки, напоминалки, навигатора, фотоаппарата, компьютера и других полезных устройств. Кроме того гаджет является символом значимости, неким жестом невербальной коммуникации, провозглашающим социальный статус владельца и требующим соответственного отношения к нему. Если раньше встречали только «по одежке», то теперь встречают и «по телефону».
В психологии появилось новое направление: определение характера человека путем истолкования мелодии его мобильника. То есть телефон – это не просто необходимость, продиктованная прогрессом, это целая область человеческой жизни со всеми радостями и печалями, выражающая аскетизм владельца или его гедонистический настрой. В свете этих рассуждений следует задать вопрос: если вы считаете, что вашему ребенку уже нужен мобильник, то каким он должен быть? Сколько он должен стоить и какими функциями обладать?
Какой мобильник подойдет ребенку?
Прежде, чем отвечать на этот вопрос, нужно сделать ряд уточнений:
• О ребенке какого возраста пойдет речь?
• Какими актуальными причинами вызвано ваше желание вручить ему телефон?
• Какие дополнительные функции, на ваш взгляд, должны присутствовать в телефоне, чтобы сделать вашу жизнь и жизнь вашего ребенка удобнее и безопаснее?
Давайте попробуем дать типовые ответы на эти вопросы.
• Скорее всего, речь идет о ребенке 6 – 7 лет, первокласснике. Интернет-статистика заявляет, что всего 25% первоклассников имеют сегодня мобильные телефоны. Надо признаться, что это относительно не много (если оценивать общественные настроения и цены на устройства). Естественно, эта цифра будет расти с каждым годом, об этом позаботятся реклама и новости СМИ.
• Причины, по которым мы хотели бы наделить сына или дочь телефоном, просты: мы хотим знать, все ли с ним в порядке тогда, когда он вдали от нас. Попросту говоря, мы хотим контролировать их жизнь в целях безопасности.
• Здесь мнения могут быть разными: кто-то убежден, что телефон школьника должен только звонить и ничего более; кто-то считает, что этого не достаточно, а нужно обязательно контролировать ребенка через системы спутникового позиционирования (GPS). Кто-то думает, что интернет – запретная область для детей, а кто-то не видит угроз попадания во Всемирную паутину. Кто-то не считает правильным покупать ребенку дорогой телефон, а для кого-то важно, чтобы ребенок получил еще один элемент самоутверждения среди сверстников.
Вполне возможны другие варианты ответов. Для каждого родителя может быть свой ответ, отражающий частицу его мировоззрения. Другими словами, каждый решает сам. Можно лишь напомнить об объективных минусах и плюсах наличия и отсутствия мобильника у первоклашки.
«Плюсы» и «минусы» наличия телефона у ребенка
Положительные моменты наличия телефона у ребенка
1. Если ваш ребенок действительно нуждается в том, чтобы быть постоянно с вами на связи, если школа, в которую он ходит, располагается достаточно далеко от дома, наличие у него мобильного телефона будет только положительным моментом. Также если в его графике есть возможность изменений, например: внезапно изменяются мероприятия в расписании, будет неплохо, чтобы он имел возможность сообщить вам об этом. Бесспорным плюсом является возможность быстрой связи с родителями.
2. Поскольку телефон для ребенка – одна из «полезных игрушек», есть опасность, что школьник будет отвлекаться в классе на игры или СМС послания, чем может создать помеху для занятий других учеников. В определенном смысле телефон может стать средством воспитания силы воли, и это положительный момент.
3. Телефон для ребенка – одна из первых его личных вещей, его собственность. Хранить и беречь ее – то, чему он должен научиться. Если родители перед тем, как сделать такой подарок, объяснили ценность аппарата и попросили бережно с ним обращаться, телефон будет также и средством воспитания ответственного отношения к вещам.
4. Если вы позволяете ребенку звонить не только вам, но и друзьям, в его телефонной книге будет формироваться список контактов, которые составят круг общения ребенка (который можно иногда подвергать контролю).
Отрицательные моменты наличия мобильника у ребенка
1. Аналитическая компания Nielsen недавно провела исследования на тему: сколько в среднем времени проводят молодые люди в социальных сетях. Оказалось, что не менее 25% своего личного времени молодежь «зависает» в Твиттерах и Фейсбуках. Это довольно настораживающие данные, т.к. отрыв от реального общения негативно сказывается на социализации человека. Мобильный телефон – инструмент выхода в интернет, и нужно научить молодую личность делать верный выбор.
2. Мобильные телефоны нередко являются объектом «охоты» различных мошенников и грабителей. По этой причине лучше не покупать детям дорогие аппараты. А также проинструктировать их о том, чтобы не передавать мобильник незнакомым людям.
3. Недорогая модель телефона может стать объектом незаслуженных насмешек и унижений со стороны сверстников, имеющих более дорогие модели. Необходимо также научить ребенка правильно реагировать на подобные ситуации, предотвратив формирование заниженной самооценки.
Итак, быть телефону у ребенка или не быть – решать вам. Взвесив все плюсы и минусы, примите ответственное решение. Главное – целесообразность и последовательность в вашем надзоре за школьником, а также забота и доверие к человеку, вступающему во взрослую жизнь.
Владимир Ворожцов
Сайт Дом - ГДЗ