Логотип

Информатика, 4 класс, рабочая тетрадь с ответами, Рудченко, Семенов

Задача 189

Аналогичные задачи ребятам уже не раз встречались (см. комментарии к задачам 99, 100, 110, 136). Отличие данной задачи лишь в том, что дерево вычисления очень большое и, соответственно, пример будет достаточно большим. По числу цветных окон можно сосчитать, что в примере будет 16 действий. Разобраться и расставить скобки в таком примере многим ребятам окажется сложно, поэтому задача помечена как необязательная. Если вы хотите помочь запутавшемуся ребенку, посоветуйте ему выписать для начала все листья дерева слева направо, не обращая внимания на уровни, а исходя лишь из того, между какими соседними листьями по горизонтали находится каждый лист. Получается последовательность чисел: 3, 3, 25, 5, 9, 2, 12, 36, 6, 10, 30, 5, 11, 9, 5, 40, 39, 29. В этой последовательности сначала нужно расставить знаки действий, находящихся на предпоследнем уровне. Получаем 3, 3, 25:5, 9, 2, 36:6, 10, 30, 5, 11 – 9, 5, 40, 39 – 29. После этого расставим знаки действий, находящихся на четвертом уровне, и т. д., пока не дойдем до корня дерева. Получаем 3×3 + 25:5 – 9 + 2×12 – 36:6 + 10 + 30:5×11 – 9×5 – 40:39 – 29. Теперь осталось расставить скобки в примере так, чтобы действия выполнялись именно в том порядке, который указывает структура дерева. Получаем (3×(3 + 25:5) – 9) + (2×(12 – 36:6) + 10) + (30:(5×(11 – 9)))×(5 – 40:(39 – 29)).

 

Задача 190

Первое задание – построение дерева перебора – в целом знакомо детям. Сложность данной задачи состоит в том, что нужно одновременно перебирать цепочки длины 2 и цепочки длины 3. Кто-то из детей догадается построить два отдельных дерева для цепочек каждой длины. Технически при таком решении работы будет больше, но зато будет меньше возможностей совершить ошибку. Тем ребятам, которые будут строить одно дерево, придется столкнуться со следующей проблемой: у каждой корневой вершины (О, Н, К) будет шесть следующих вершин и из них три пары одинаковых. Зачем рисовать две одинаковые следующие вершины, например О? Причина в том, что у нас в курсе одна и та же вершина не может быть одновременно листом и не листом. А в искомом дереве часть листьев должна находиться на втором уровне. Они будут соответствовать цепочкам длины 2. Поэтому за каждой корневой вершиной будет следовать три листа (О, К, Н) и три не листа (О, К, Н). У каждой вершины второго уровня, которая не является листом, будут три следующие (О, К, Н). Таким образом, на втором уровне нашего дерева будет находиться 9 листьев, а на третьем – 27 листьев. Всего, следуя условию задачи, можно построить 36 цепочек букв. Второе задание состоит в том, чтобы найти среди этих цепочек 5 слов русского языка. Если не все слова, встречающиеся среди цепочек, детям известны, можно предложить им воспользоваться словарем. Например, в качестве ответов подойдут слова ОН, ОНО, НО, КОН, ОКО.

 

Сайт Дом - ГДЗ